Portishead- это то, что слушают рейверы когда у них депрессия.


Со мной что-то случилось, сомнений больше нет.
Эта штука выявилась как болезнь, а не так, как выявляется нечто бесспорное, очевидное. Она проникла в меня исподтишка, капля по капле: мне было как-то не по себе, как-то неуютно -- вот и все. (Жан-Поль Сартр “Тошнота”)

Объяснить, что такое Portishead кажется почти невыполнимой задачей. Термин “трип-хоп” почти ничего не скажет, потому что последнее время этим словом называют все что угодно, “электронная музыка” не подходит по той же причине. Самое оригинальное определение принадлежит одному моему знакомому - “это то, что слушают рейверы когда у них депрессия”. В западном шоу-бизнесе P также явление абсолютно непонятное. Группа, не старающаяся привлечь к себе внимание прессы, не стремящаяся “отметиться” на различных модных сборищах. Beth Gibbons - “голос группы”, вообще отказывается от каких-либо интервью. И тем не мне группа очень популярна, даже в России, причем на протяжении достаточно долгого времени. А началось все в 1991 году, когда встретились Geoff Barrow и Beth Gibbons. Барроу сэмплировал музыку в звукозаписывающей студии, Бет пела в пабах… так начиналось огромное количество захолустно-провинциальных проектов, но так же начинались и многие группы, которым впоследствии было суждено перевернуть музыкальный мир. Труднопроизносимое название Portishead группе дал родной город Барроу. На первых порах группа не привлекала к себе внимания широкой общественности, так продолжалось да 1994 года. В этом году музыканты предоставили на суд общественности короткометражный фильм с оптимистическим названием To Kill A Dead Man (“убить покойника”), сделанный в стилистике шпионских фильмов шестидесятых, а вскоре после этого публика услышала Portisheadовские композиции Numb и Sour Times. Почти сразу туманный Альбион охватила своеобразная “Портишедомания”, Появилась куча альбомов, сделанных по принципу, который раньше был ноу-хау Portishead. Вокал, наложенный на небольшой зацикленный отрезок музыки. Конечно, было бы уже слишком называть P электронной и трекерной музыки, но совершенно очевидно, что они в весьма серьезной степени повлияли на ее развитие. Наиболее логичным продолжением было бы спокойно продолжать дальше в том же духе и, получив на старости лет все возможные музыкальные награды спокойно доживать свои дни в каком-нибудь старинном замке, купленном с аукциона за пару десятков миллионов. Но музыкантам P быстро надоела ими же придуманная мода. Следующий свой альбом Portishead: Portishead они сделали совсем по другому. Бэрроу и Гиббонс привлекла идея “неровного”, намеренно “грязного” звука, идея, которую потом с таким пафосом развивала в своем творчестве небезызвестная группа Garbage. В альбоме Portishead все предельно просто и откровенно: какие-то непонятые звуки, шумы, все тот же меланхоличный ритм и голос Beth Gibbons. Beth настолько просто и откровенно вступает в “диалог” со своим слушателем, альбом настолько глубок эмоционально, что его неоднократно награждали различными сомнительными эпитетами вроде “суициидальный”, “депрессивный”, “истеричный”. В конце двадцатого века люди настолько отвыкли делиться своими переживаниями с кем-то кроме психоаналитика, поэтому предельно честное проявление своих эмоций вызывает у них впечатление какого-то отчаянного рокового шага. Между тем, если почитать тексты песен из альбома Portishead, становится очевидно , что никакой вселенской скорби здесь нет. Есть любовь, одиночество- все это переживает любой человек, но сейчас принято скрывать все за привычной ритуальной фразой “Как дела? - OK!” Зачем кому-то знать… Музыка P, как мне кажется, в какой-то степени решает проблему дефицита искренности в обществе, именно поэтому у меня в шкафу на случай депрессии всегда хранится компакт Portishead: Portishead и бутылка чего нибудь “высокоградусного”. Это не означает, что я не слушаю P в хорошем настроении, просто если у тебя какие то проблемы, то всегда легче поделиться ими с Beth Gibbons, она точно ничего никому не расскажет…

Vursak



[ на главную | другие статьи ]

Хостинг от uCoz