Portishead - блюз конца тысячелетия.
Нет музыки печальнее на
свете, чем музыка британской группы
Portishead. И это не банальный английский
сплин. Не «налетела грусть, ну что ж,
пойду пройдусь». Даже не меланхолия.
Это отчаяние, возведенное в абсолют.
Тоскливые крики чаек в сером небе.
Голоса разлучаемых дельфинов. Плач
Ярославны. Вечеринка в палате для
безнадежно больных. Мрак... Тьма... No future...
Или просто трип-хоп.
Со времен гранджа трип-хоп —
это, пожалуй, самое интересное
музыкальное изобретение девяностых.
Использование проигрывателя виниловых
пластинок как самостоятельного
инструмента, сэмплирование и
закольцовывание коротких музыкальных
фраз роднят его с хип-хопом. Мелодизм и
традиционный вокал — с классической
поп-музыкой. Лениво раскачивающийся
ритм вызывает ассоциации с регги.
Характерный шуршащий и поскрипывающий
саунд словно запись взята с очень
старой пластинки, милое урчание
допотопных органчиков и синтезаторов
навевают воспоминания о шлягерах эпохи
Мэрилин Монро. Кажется, соединить все
это в единое музыкальное целое не проще,
чем скрестить редьку с клубникой:
получится невкусный, нежизнеспособный
и главное — никому не нужный уродец.
Однако бристольским мичуринцам из
Portishead удалось совершить чудо. В
результате их студийных экспериментов
на свет Божий родился новый
музыкальный стиль, у которого сразу же
появилась масса поклонников и эпигонов.
Портисхед — название
крохотного городка недалеко от
Бристоля, где родился и вырос будущий
основатель одноименной группы Джефф
Бэрроу. Сам Бэрроу не без иронии
описывает свою малую родину как место,
где газетами в качестве главной
новости преподносится день рождения
какой-нибудь домохозяйки или городская
выставка цветов. Музыкой Джефф начал
заниматься с детства — спасибо
родителям, которые чуть ли не насильно
отдали сына учиться играть на ударных.
В то время Англия, как сейчас Россия,
переживала ди-джейский бум, только в
моде были не техно с хаусом, а
зародившийся в черных кварталах Нью-Йорка
хип-хоп. Все друзья и однокашники
Бэрроу были или по крайней мере считали
себя ди-джеями, ну и Джефф решил не
отставать. Обзавелся парочкой
раздолбанных кассетников (вертушки
были слишком дороги), приобрел по
случаю маленькую драм-машинку и начал
экспериментировать со звуком. С тех
самых пор хип-хоп наряду с саундтрэками
старых триллеров и шпионских
кинофильмов — любимейшая музыка
Бэрроу.
С остальными участниками
Portishead Джефф познакомился уже в
Бристоле, куда перебрался, найдя работу
на звукозаписывающей студии Coach House
Records. Ими стали звукорежиссер Дэйв
Макдональд, ранее работавший с регги- и
даб-командами, опытный джазовый
гитарист Эдриан Атли и потрясающая
вокалистка Бет Гиббонс, на которой
лежит добрых восемьдесят процентов
ответственности за ни с чем не
сравнимое минорное звучание Portishead. Ее
голос — это голос женщины на грани
нервного срыва, неправдоподобно
высокий, хрупкий, щемящий, царапающий
сердце, временами едва не переходящий в
рыдание. После выхода дебютной
пластинки Dummy
(1994) вокалистка Portishead удостоилась массы
лестных сравнений со стороны не очень-то
щедрых на комплименты британских
критиков. Ее сравнивали с Эдит Пиаф,
Дженис Джоплин, Барброй Стрейзанд и
чаще всего с Билли Холлидэй, чей
пронзительнейший Strange Fruit вполне мог бы
вписаться в репертуар бристольских
меланхоликов. Кстати, Бет Гиббонс
является и автором всей лирики Portishead.
Nobody loves me, it’s true... («Никто меня не любит,
это правда», песня Sour Times) и тому
подобные маниакально-депрессивные
умозаключения Бет, как ни странно,
прозвучали в унисон с настроением
многих тысяч меломанов — альбом Dummy
стал дважды платиновым...
By Moloko
[ на
главную | другие
статьи ]
|